Из выступления на заседании круглого стола «Профилактика жестокого обращения с детьми» (в рамках проекта Международного детского фонда «Нет насилию над детьми») методиста учебно-методического кабинета отдела образования Сенненского райисполкома Елены БЛЫКИНОЙ.
Жестокость. Насилие. Никто не хочет испытать это на себе, будь-то взрослый человек или маленький, с неокрепшей душой.
Гарантом защищённости ребенка является семья. Как правило, родители любят своих детей. Но, вместе с тем, нет-нет, да и проскальзывают в них окрики, угрозы, шлепки.
Например, мама приходит в детский сад за ребенком, и вместо того, чтобы сказать ласковые слова, ругает его, торопит. А ведь это — насилие над маленьким человеком. Иногда родители, разговаривая с ребенком, используют такие слова: «Дурак ты, дураком и останешься». Это тоже, несомненно, насилие.
Девочка потеряла шарфик, стоит и вся дрожит. Оказывается, она боится матери, которая будет ее бить. Это уже неприкрытое насилие. С такими ситуациями очень часто встречаются социальные педагоги и педагоги-психологи.
В нашем районе создана система работы специалистов психолого-педагогической службы по противодействию насилию. Большое внимание уделяется психопрофилактике и психопросвещению. Самое главное — обучить родителей методам бесконфликтного общения, способствовать тому, чтобы они организовывали совместный с детьми досуг, умели выбирать дисциплинарные методы наказания. Необходимо формировать ненасильственное мышление. Оно заключается в понимании той истины, что ребенок — самая высшая ценность на земле. Об этом мы говорим на наших методических объединениях, этому учим молодых специалистов.
В учреждении образования должен быть сформирован определённый уровень доверия между всеми участниками образовательного процесса, чтобы каждый ребенок мог подойти к педагогу и поделиться своими проблемами, рассказать о своей беде.
Мы заинтересованы в том, чтобы родители и учащиеся знали, где можно получить квалифицированную социально-психологическую помощь. На первых этажах учреждений образования размещена информация о соответствующих службах и телефонах доверия, чтобы родители или ребенок в любое время могли обратиться за помощью.
В этом году мы обратились в жилищно-коммунальную службу, и в жировках стали печатать номера телефонов службы доверия. Самое главное, чтобы родители знали, что помощь есть и она доступна.
Если раньше не всем было понятно для чего нужен психолог в школе, сейчас возросли уровень доверия и количество обращений к этим специалистам. С учащимися проводятся занятия, на которых их учат распознавать насилие, формируют установку на отказ от насильственных форм поведения.
Не остаются без внимания и дети с особенностями психофизического развития. Это та категория, которая наиболее может быть подвергнута жестокому обращению. С ними проводится работа в рамках обучения общим правилам безопасной жизнедеятельности. По этому направлению проводится определённая методическая работа с кадрами. В прошлом учебном году провели районную конференцию на тему «Проблемы насилия». Был собран богатый материал, которым теперь пользуются работники социально-психологической службы в школах.
Каждый социальный педагог и педагог-психолог встречает трудности, работая с родителями. Когда даже в мягкой форме с родителями начинается беседа на тему насилия, они отгораживаются и замыкаются. Но это не значит, что тему нужно закрывать. Наоборот, надо широко информировать родителей о данной проблеме.
Когда папы и мамы обращаются с вопросами о поведении ребенка, психолог обычно устанавливает, что проблема существует не только у ребенка, но и у самих родителей. И она передается, как бы по цепочке, сыну или дочери. Тогда задача усложняется, и психолог работает уже не только с ребенком, но и с родителями.
Если ребенок пытается сказать «защити меня», даже когда эти слова не звучат, нужно, чтобы взрослые увидели, услышали и почувствовали этот зов о помощи. Только так мы сможем сделать существование ребенка безопасным.
Записала Татьяна Буракова.