По проблеме работы с обращениями граждан в Республике Беларусь принят два закона, изданы два указа и директива. Все это говорит за то, что запросы людей, их просьбы и предложения всегда должны находиться в центре внимания власти любого уровня.
Как же применяется вся эта нормативно-правовая база в работе с населением в нашем районе? В прошлом году в поселковом и сельских исполнительных комитетах было зарегистрировано 747 обращений граждан, что составляет 108% к уровню 2009 года. Рост обращений сам по себе ничего не говорит об эффективности их разрешения. Его можно воспринимать как рост доверия к местной власти и, наоборот, как недоработку отдельных сельисполкомов по решению социально значимых проблем населения.
А вот обращения граждан в вышестоящие организации, тем более их рост, красноречиво говорят о имеющих место случаях формального отношения к обоснованным требованиям людей и о нарушениях законодательства при рассмотрении обращений. Например, председатель Коковчинского сельисполкома в своём ответе заявительнице Р.Н.Морозовой по вопросу ремонта дороги к кладбищу изложил недостоверные факты, что побудило гражданку, проживающую в г.Смолевичи, обратиться в Администрацию Президента Республики Беларусь. Безусловно, этот руководитель понёс дисциплинарное наказание.
Не полностью была удовлетворена Белицким исполкомом просьба М.М. Барановской по вопросу свода двух деревьев в. д. Осиновка-2, которые представляли угрозу жилому дому. Вместо двух лип была убрано одна. Это вызвало негодование заявительницы, и она обратилась в Витебский облисполком. Административная ответственность председателя сельисполкома потянула на четыре базовых величины. Но возникают все вопросы: убирали одно дерево, что, на второе духу не хватило?
В райисполком в прошлом году из поселкового и сельских исполнительных комитетов поступило восемь коллективных обращений. Из них те, которые содержали 30 и более заявителей, в соответствии с требованиями Директивы Президента Республики Беларусь №2 «О мерах по дальнейшей дебюрократизации государственного аппарата» рассматривались с выездом на место. Удовлетворены коллективные обращения жителей деревни Цыпки о переносе рабочего дня на ОАО «Богушевский льнозавод», д. Андрейчики — об установке счётчика учёта потребления воды, д. Алексиничи — о ремонте телефонов. По двум обращениям даны разъяснения и два признаны необоснованными.
Наиболее актуальными являются вопросы, относящиеся к деятельности жилищно-коммунального хозяйства. Нередко жители не удовлетворены качеством услуг ЖКХ, ремонтных работ, волокитой и невнимательным отношением к обоснованным требованиям граждан.
Острыми среди жителей сельской местности являются проблемы водообеспечения, грейдирования и ремонта дорог, связи, благоустройства населенных пунктов, сельских кладбищ и воинских захоронений. Что касается благоустройства, то нужно отметить, что само население не проявляет активности в этом, а иногда занимает иждивенческую позицию: должен сделать кто-то, только не сам совместно со своими родственниками.
По обращениям граждан восстановлено водоснабжение в деревнях Андрейчики (Немойтовский сельсовет), Ивашково и Кулики (Коковчинский сельсовет), Кодуково (Мошканский сельсовет), Белая Липа (Ходцевский сельсовет).
Немало жалоб на состояние и организацию торговли в сельских населённых пунктах, нарушение прав потребителей, невыполнение установленного графика автолавкой. Все эти недостатки сразу же устранялись либо носили субъективный характер.
Обращения, которые объективны и возможны для выполнения, если не сразу получают разрешение, то берутся на контроль. Но иногда есть такие запросы, которые требуют больших материальных и денежных затрат.
Максимальное количество обращений в вышестоящие организации поступало из Мошканского (8), Немойтовского (6) сельских исполкомов, Богушевского поселкового исполкома (4). Из них признаны обоснованными и удовлетворены 6, отказано по 2, разъяснено по 7, на контроль взято 3 обращения.
В поселковом и сельских исполнительных комитетах работает телефон «горячей линии», по которому в прошлом году обратились 494 гражданина. Все они были зарегистрированы и оперативно рассматривались или же направлялись для рассмотрения по компетенции.
Для предотвращения увеличения количества обращений в вышестоящие инстанции поссельисполкомами изготовлены брошюры, содержащие номера телефонов первой необходимости, с включением в них информации о наиболее распространённых административных процедурах. В них же содержится информация о телефонах, фамилиях, именах и отчествах руководителей наиболее востребованных служб, организаций и учреждений.
Руководством поссельисполкомов выдерживается график приёма граждан, индивидуальных предпринимателей и представителей юридических лиц. Осуществляется приём граждан и по субботам.
Согласно решению районного исполнительного комитета поссельисполкомы могут осуществлять 60 административных процедур. Наиболее востребованными оказались административные процедуры по жилищным правоотношениям.
Но как бы хорошо не была поставлена работа с обращениями граждан, жизнь есть жизнь. И она не вкладывается в некоторые догмы. Поэтому работу с населением нужно совершенствовать постоянно.
Михаил Белов.