Предупреждение преступлений и правонарушений — это одно из ключевых направлений в работе всех государственных органов и иных организаций, являющихся субъектами профилактики правонарушений.
В Законе Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» записано, что противостоять преступности, правонарушениям должны местные исполнительные и распорядительные органы, государственные организации здравоохранения, государственные учреждения образования, органы по труду, занятости и социальной защите, советы общественных пунктов охраны порядка, добровольные дружины и другие.
Через Советы
общественных
пунктов охраны
порядка
Значительная роль в предупреждении преступлений отведена советам общественных пунктов охраны порядка. Указанные формирования создаются сельскими и поселковыми исполнительными комитетами, райисполкомами для объединения усилий органов территориального общественного самоуправления, добровольных дружин, коллективов работников организаций и граждан в деятельности по охране общественного порядка и профилактике правонарушений, а также их взаимодействия с другими субъектами профилактики правонарушений. На заседаниях советов общественных пунктов охраны порядка рассматривается поведение лиц злоупотребляющих спиртными напитками, склонных к противоправному поведению, допускающих совершение насилия в отношение совместно проживающих с ними членов семьи. Советами ведётся учёт указанных лиц для проведения с ними индивидуальных профилактических мероприятий.
Не должны оставаться безучастными к вопросам предупреждения правонарушений граждане. Они не только вправе обращаться к субъектам профилактики с требованием о проведении профилактических мероприятий в отношении конкретных лиц. Если хотите, — это долг каждого человека, который стал свидетелем противоправных действий.
Вместе с тем, основная нагрузка по профилактике правонарушений и преступлений, пьянства, алкоголизма и рецидивной преступности ложится на правоохранительные структуры. В целях координации деятельности всех заинтересованных ведомств в данном направлении в 2010 году органами прокуратуры области проводились координационные совещания по борьбе с преступностью и коррупцией в области и на местах, оперативные и межведомственные совещания.
В наглаве февраля 2011 года состоялось расширенное координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией в Витебской области, на котором рассмотрен вопрос исполнения требований Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» субъектами профилактики правонарушений и подведены итоги реализации решений координационных совещаний, проведенных в прошлом году. В работе совещания приняли участие председатель областного исполнительного комитета А.Н.Косинец, председатель областного Совета депутатов А.Е.Атясов, начальник УВД Витебского облисполкома А.Т.Найденко, начальник управления КГБ по Витебской области Г. А.Герасименко, руководители городских и районных прокуратур, территориальных отделов внутренних дел и других государственных органов.
Участники совещания отметили, что по сравнению с 2005 годом количество преступлений сократилось на 27,6%, в том числе количество убийств и покушений на убийство — более чем в два раза, разбойных нападений более чем в три раза, грабежей — в два с половиной раза, хулиганских проявлений — более чем в пять раз.
Вместе с тем рост преступности произошёл в семи районах области — в Поставском, Верхнедвинском, Витебском, Оршанском, г. Октябрьском.Витебска, Глубокском и Шумилинском.
Вызывает обеспокоенность рост рецидивной преступности. В целом количество преступлений, совершенных лицами, имеющими судимость, возросло на 12,5%. Высокий удельный вес преступлений данной категории сохраняется в г. Железнодорожном.Витебска, Полоцком, Россонском, Верхнедвинском, Витебском районах, городах Орше и Полоцке.
Перечисленные негативные тенденции в состоянии законности и правопорядка свидетельствуют о том, что деятельность отдельных субъектов профилактики не достигла поставленных целей. Не везде в регионах ведется целенаправленная борьба с пьянством и алкоголизмом, что в целом отрицательно сказывается на состоянии преступности.
Мешает формализм
Несмотря на некоторую активизацию деятельности советов общественных пунктов охраны порядка, отдельные из них функционируют формально. В ряде районов до сих пор не решен вопрос материального стимулирования дружинников, принимающих участие в охране общественного порядка. Местными исполнительными и распорядительными органами не в полном объёме обеспечивается выполнение требований Закона «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» в части принятия мер по оборудованию общественных мест системами видеонаблюдения, по строительству охраняемых стоянок транспортных средств и созданию гаражно-строительных кооперативов, по предотвращению несанкционированного доступа граждан в пустующие дома, здания и сооружения.
Имеются недоработки со стороны органов государственного пожарного надзора и местной власти в плане обеспечения пожарной безопасности, о чем свидетельствует значительный рост погибших в огне людей. В прошедшем году, в результате пожаров, произошедших в области погибло 240 человек.
Руководством областного союза потребительских обществ не организовано своевременное оборудование торговых объектов средствами тревожной и охранной сигнализации, в связи с чем наблюдается нестабильная обстановка с хищениями имущества из магазинов системы РАЙПО в Сенненском, Толочинском и Лепельском районах. Немаловажна также офисная комплектация охранной сигнализации.
По всем указанным фактам прокурором области Г. И. Дыско дана принципиальная оценка деятельности субъектов профилактики правонарушений, отмечены недостатки в их работе, внесено предложение о привлечении к ответственности ряда должностных лиц, не обеспечивших надлежащее исполнение требований законодательства в данном направлении.
Координационным совещанием разработаны конкретные меры по повышению роли местных органов власти и общественных формирований в профилактике пьянства, правонарушений и преступлений, координации деятельности государственных и правоохранительных органов, общественных формирований, предприятий, учреждений всех форм собственности, общественных организаций по охране правопорядка и предупреждению правонарушений. Соответствующим органам даны необходимые поручения и установлены сроки их выполнения.
Евгений Бабенков, старший помощник прокурора области
по надзору за исполнением законодательства о профилактике преступлений и иных правонарушений.
авиаперевозки грузов Москва-Минеральные Воды