По случаю 20-й годовщины Независимости моего государства я имею потребность поделиться соображениями о вещи простые и сложные одновременно.
По случаю 20-й годовщины Независимости моего государства я имею потребность поделиться соображениями о вещи простые и сложные одновременно. Которые не зависят от мировых финансовых и фондовых кризисов, климатических условий, розколірок торговых брендов или политических партий. Но от которых, так или иначе, зависим каждый из нас. Это размышления не чиновника-чиновника, а рассуждения сына своего отца, деда пятерых внуков, мужа, который почти все пережил: и седину в бороде, и бесов в ребрах, и власть, и предательство, и медные трубы в придачу. Человека, который видел достаточно, чтобы позволить себе сравнения и обобщения. Мои размышления — не медово-молочные на пробу. В них также — перец, деготь и полынь. Но это мои убеждения. Они не претендуют на истину ни в одной из инстанций. Кроме, разве, моей собственной жизни.
Добро как основа жизни
В детстве я считал, мне не повезло. Я был сыном учительницы и спуска не имел ни в чем. Хоть все участвовали в мальчишеских шалостях и убытках, и больше всего «на орехи» доставалось мне. Так же в учебе. Покладистая и добрая в семье, в школе мама была строгая и требовательная. А папа все говорили: «Наука, сын, в лес не ходит, а по людям». Родители побуждали меня к книги и берегли от работ, но только тех, где без меня можно было обойтись. Поэтому пасти общественное стадо я всегда шел с книжкой. И как-то прочитал «Туманность Андромеды» Ефремова. Она произвела на меня несравнимо большее впечатление, чем полет Гагарина в космос: счастливый мир, счастливые люди — добрые, умные, сильные; в совершенстве организованное общество!
С тех пор я имею непоколебимую веру в людей, в их лучшие качества, в их возможности. И хоть не раз уже обжигался на том, и сколько бы не отмерил мне Всевышний, буду искать в людях лучшее и опиратимуся на добро. Ибо только добром (злом, не принуждением и насилием) можно достичь успеха. В семье, в семье, в стране.
В моем семейном архиве есть фото образца 1936 года: большая семья деда Архипа и бабы Шуры (по маминой линии) во время жатвы. Женщины и дети — со снопами, мужчины — с косами. И все — от малого до старого — в белых полотняных костюмах. Вокруг — пот, пыль, а они — в белом. Непрактично, казалось мне. Но для них это был праздник, и начиналось оно со службы Божьей. Это был итог труда, и одновременно задел на следующий год: что соберешь, так этот год и проживешь. На днях на Ківерцівщині мы тоже делали почин сева озимых. И начали его с общей молитвы. Пришло много людей. И хоть не все в белых одеждах, но все стояли с просветленными лицами. И я порадовался: возвращаются добрые, правильные украинские традиции.
Тогда же вспомнил свой первый большой заработок. Не карманные деньги, а 420 килограммов зерна за работу на току. Кладовщик дед Кость дал нам четыре подводы. И мы через целое село везли заработанное в дом, неистово гордясь собой. Сельские дядьки иронично улыбались в усы с той пацанячої гордости. Но именно тогда из мальчишек формировались мужчины.
Как сформированный человек теперь я осознаю, что детство, юность — это школа всей жизни. Но тогда этого не понимаешь. Поэтому важно, чтобы родители дали правильные ориентиры: добро, труд и науку. Детям не избежать ошибок. Главное, чтобы эти ошибки не были непоправимыми.
Я никогда не порицаю молодежь. Считаю, что каждое следующее поколение — лучше. Другое, несомненно, но лучше. Ибо очищенное от пагубных стереотипов. Потому что уже понимает: наращивать надо не ногти и амбиции, а личностные качества. За времена независимости на Волыни родилось, выросло и еще подрастает 270 тысяч представителей нового поколения. Каждый четвертый! И если мы заложим правильный базис, это будут те, кто создаст гармоническое общество.
Патриотизм и патриоты
Кого сегодня считать патриотом? Того, кто откликается на лозунг «Слава Украине!»? Или того, кто бутафорского носит «селедки» и саблю? За что готов сложить голову современный патриот? Мы слышим это слово повсеместно, но уже потеряли его содержание. Оно стало расплывчатое и аморфное. Хоть даже дошкольник знает: патриотизм — это любовь к Родине. Но почему, к примеру, у итальянцев этой любви хватает, чтобы расфасовать мусор по разным корзинам, а у нас ее маловато, чтобы просто дойти до помойки?
А чем не патриот человек, выучилась, получила профессию, трудится, является социально активной, создала семью и связывает будущее детей со своей страной? Это, знаете, намного труднее, чем хаять свою страну в письмах к европейских комиссий.
Патриот — это тот, кто лояльно и с уважением относится к своим соотечественникам. Иметь свои убеждения не значит вешать ярлыки на все, что в них не вписывается: очередной парламент для нас — ничто, очередной премьер — никто, сосед — это свинья, активные деловые люди — меркантильные дураки, лишенные духовности.
Патриотизм не в том, чтобы поковырять старые раны истории и искать виновных. Потому что, кроме героизма, в этой истории были и распри, разногласия, измены и посягательства. Не только со стороны близких и дальних соседей, а часто — от наших кровных родственников. Мой второй дед Иван (по отцовской линии) погиб во время украинско-польской трагедии в 40-х годах. А я, его внук, прошу: «Волыняне, не судите и вас не осудят! Простите мертвых: и поляков, и украинцев». И не жду, что в ответ на упорядоченные польские захоронения на Волыни наши соседи обустроят украинские кладбища на своей территории. Наши волонтеры сделали это и в себя, и в Польше. С искренним добром и чистой совестью, по-христиански.
Про популизм и завышенные ожидания
Мы разучились отвечать за свои слова и делаем вид, что так заведено. Но было не так. Во времена Запорожской Сечи, прежде чем выпячивать грудь и надувать щеки, запорожец спрашивал себя: «А хватит ли мне духа?». Лидеры, которые завоевали доверие общества и не оправдали ее, знали, что получат обратную связь не газетными публикациями, а свинцовыми шариками. Это обязывало.
Подавляющее большинство современных лидеров не боится ответственности, потому что скорость пули заменила дальность плевка. Скудность угрозы определила качество части новой украинской элиты. От остальных европейских элит ее отличает преобладание популизма политиков над прагматизмом государственных деятелей. С 1991 года нам все обещали, обещали, обещали. Каждые выборы добавляли виртуальной веры, а затем — реального разочарования. У нас сформировались завышенные ожидания. Я их не имел. Но в большинстве они остались и до сегодня. Хотя даже слепые от рождения уже должны были бы увидеть потребность в изменениях, но боялись сказать, что будет трудно, что нужны реформы.
В реформах нечего искать социальной справедливости. Это шок. На год, два, три. Но потом — результат. Таким путем пошли страны Балтии, Чехия, Словения, Польша. Автор польских реформ Лешек Бальцерович ежедневно продирался домой сквозь ряды пикетчиков. Сегодня он — уважаемым человек в Польше, а Брюссель присвоил ему титул «самого крупного реформатора в странах Евросоюза».
А мы растянули этот шок на десятилетия, ничего кардинально не изменили, однако ждем благополучия и процветания. Изменения, которые сегодня наконец производит и предлагает Президент Украины, это невыполненное работа за 20 предыдущих лет. Он отважился назвать вещи своими именами и взять на себя ответственность. Должны решиться и мы. Иначе еще долго будем пожинать плоды собственного попустительства популізмові и несправедливости.
Политика без экономики — это всадник без головы
Сколько в стране выплавляется стали или добываемого угля на душу населения — показатель не суть важен. Важен человек, его здоровье, блага, достаток, размер зарплаты и пенсии, возможность поставить на ноги детей. Поэтому все инициативы Президента и правительства направлены на людей. Дойти до конкретного человека, как бы банально это не звучало, призваны и все наши областные программы. Результат есть.
Я радуюсь за хозяина, сельского дядьку, который, покинув печеное и вареное, сооружает возле дома добротного забора, еще и скамейку железно-кружевное ставит для себя и соседей. Я радуюсь за село Приветное, где сегодня 17 комбайнов и 76 тракторов. В Жорнищах на выпасах я не смог перечислить хозяйских лошадей. Скажете, лошади — это архаизм. А я не согласен. Это — два гектара обработанного поля, это — здоровая семья, это — красивые украинские традиции, это — люди, которые дают себе раду.
Я горжусь поліщуками, которые собирают сегодня прекрасные урожаи отборной картошки, освоили технологию выращивания лука, моркови и тем самым приобретают достаток для своих семей. Я горжусь людьми, которые хотят работать. Плакать и беспомощно разводить руками — это для слабых. А волыняне — сильные люди.
Камо грядеши, Украина?
Мир глобализируется. НАТО, ЕС, ООН, ВТО… В Европу можно выехать, даже если у тебя нет визы, но есть компьютерный профессию. Однако и стремление должны быть взвешенными, поскольку международные корпорации иногда пытаются брать функции государства на себя.
Например, Норвегия — экономически и социально благополучная страна, где иммигрант-беженец без проблем может найти работу, а студент — получить образование — отклонила приглашение присоединения. Потому что условия членства, по мнению норвежцев, противоречат национальным интересам в области сельского хозяйства и рыбном промысле.
Манюнька Хорватия с населением как на Волыни, где единственный источник дохода — туризм, вообще никуда не просится. Но хорваты активно развивают страну из того, что имеют. Например, плата за такси, в зависимости от сезона, там различается в разы. Летом с туристов берут по полной, местные зимой ездят в три раза дешевле. Это регламентированные государством порядки, они защищают своих людей.
Место в мире для Украины не потерян. Ежегодно в международном разделении труда, в мировой экономике Украина добавляет. Например, на Волыни за последние 10 лет баланс экспорта вырос в четыре раза в долларовом эквиваленте. Судьбинушке клянем, но свою работу делаем. Я могу назвать десятки успешных волынских бизнесов и предприятий. И я горжусь, когда в Крыму вижу магазины торговой марки «Тигрес», когда в Вильнюсе одновременно во всех супермаркетах появилась продукция «Торчин», а в Азербайджане — украинские сыры.
Место в мире завоевывается тяжелым трудом. Каждый день идет жесткая конкурентная борьба в экономике, в финансах. И то, что украинские и наши, волынские, предприятия выходят на международные биржи — Варшавскую, Лондонскую — это интеграция в мир. Это делает не правительство, ни Верховная Рада. Это делает бизнес, если имеет условия для развития. Поэтому еще раз вернусь в лаконичных, но емких тезисов Президента Януковича: «Бизнес — впереди». Люди дела, люди, которые создают материальные блага, в государстве — на первом месте.
О власти и управления
Лозунг «Я — начальник, ты — дурак» больше не работает. Климчук — не власть, и городской голова — не власть. Мы — носители власти на определенное время. Я — назначенный, он — избранный. А разговоры о том, кто первый или главнее, у кого больше полномочий, я считаю антигосударственными.
У каждого есть своя функция. Знай и четко выполняй. И я никогда не пойму ситуацию, когда сельский голова пишет Президенту, что в селе нужен детский сад, а в то время районный совет принимает решение о членстве, к примеру, в Шанхайской организации сотрудничества. Это не их функции. А вот садик для районного уровня — прямая обязанность. Есть потребность сделать политическое заявление? Собери свою политическую силу, организуй митинг или пикет и произноси. Но к чему здесь сессионный зал рады? Вот я и говорю: каждый должен делать свою работу!
Демократия — не вольница. Но ее часто используют как панацею, чтобы ничего не делать или создавать видимость работы. Если нет системы власти — власти нет вообще. Первое, к чему прибегала каждая из успешных стран теперь, — налаживала четкое управление.
Про национальную идею
Вряд ли появится пророк, который точно сформулирует украинскую национальную идею. То понятие широкое и многоплановое. Но это всегда концентрированное выражение национальных интересов, консолидация нации для определенных достижений. Подчеркиваю: нации. Не населения, а именно нации.
В США живут австралийские американцы, китайские американцы, ирландские американцы, украинские американцы. И они создали американскую нацию. Украина — многонациональное государство, так сложились судьба и история. Одесский болгарин, житомирский поляк, закарпатский ром, волынский караим — все они являются гражданами Украины. Так же, как чеченец имеет паспорт гражданина России.
И каждый из них может и должен быть носителем украинской национальной идеи. Это что-то вроде ощущения «локтя» друг друга, и является делом чести каждого гражданина этой страны. Луганский областной совет не может принимать решений о статусе русского языка как второго государственного, а Львовская — не должна кричать: «Ганьба москалям!». Идея чистоты веры и генотипа, так же как и леворадикальные ориентиры на диктаторство и железную руку, отбросят Украину далеко назад. Это демонстрирует и горький новейший опыт наших ближайших соседей.
Есть ли в Украине национальная идея? Без сомнения. Благодаря ей состоялась независимое государство. Но теперь в идее другая функция — укрепить нацию, чтобы строить, развивать страну, утвердить ее роль и место в мире.
Таким путем шли все успешные ныне государства. Это разные государства: большие и малые, христианские и мусульманские — и каждая из них успешна по-своему. В каждой есть счастливые и несчастные люди. Везде есть бомжи, наркоманы, преступники — слабых духом людей везде хватает. Но большинство таких, кто трудится в поте лица на себя, свою семью и страну, государство воспроизводит в последующих поколениях. Там, где права и свободы вошли в плоть и кровь граждан, чиновников, политиков, страна получает успех. Труднее всего совместить в сознании человека демократию и закон, закон и ответственность, законность и совести.
Или Украина будет успешной? Будет! Я верю в это. В это верят 270 тысяч рожденных за годы независимости молодых волынян. Украинцы долго запрягают. Но непременно придет время, когда мы скажем себе: украинская национальная идея стала мощной силой и воплотилась в развитие процветающей страны — такой, о которой мечтали наши предшественники: крепкой, успешной, сильной.
А до тех пор каждая из годовщин Независимости Украины должно быть для нас поводом для гордости и почтения, но не смеет стать причиной для самоуспокоения.