В октябре прошлого года община Луцка выбрала на пост городского головы Николая Романюка — банкира и экс-председателя облгосадминистрации.
В октябре прошлого года община Луцка выбрала на пост городского головы Николая Романюка — банкира и экс-председателя облгосадминистрации. Прошло больше полгода. Поэтому можно уже делать какие-то первые промежуточные выводы относительно работы городского совета под новым руководством. О успехи, просчеты и планы Николай Романюк рассказал в интервью «Ведомостям».
— Николай Ярославович, в составе депутатского корпуса Луцксовет 24 представители «Батькивщины», которые вместе со «Свободой» и членами партии «За Украину!» легко могут сформировать большинство. После вашей победы в мэрской гонке много местных экспертов прогнозировали вам, мягко говоря, «нелегкая» жизнь с советом. Как удается находить компромиссы?
— Это право общины — голосовать за тех людей, которым она доверяет. Так как городской голова я должен работать с тем депутатским корпусом, который избрала община. Сначала было очень сложно: депутаты еще не вышли из предвыборной гонки. Это чувствовалось на сессиях городского совета. На протяжении этого периода я встретился практически со всеми депутатами. Они уже поняли, что я мало занимаюсь политикой. У меня на столе лежат папки (показывает на стол с аккуратно разложенными папками, — авт.). Эта касается моста, это — дороги, эта — парка. Это — Театральная площадь, освещение города, это касается нового вокзала. Кстати, если все будет хорошо, начнем его реконструкцию в конце мая. За это время имел возможность увидеть депутатов, узнать, кто есть кто. Таких, что только «политики», надо сказать, к счастью, очень мало. Уже сегодня мы немного «притерлись». Много хозяйственных вопросов удается решать. Как пример — голосование на последней сессии по вопросу продления аренды земельного участка облпотребсоюзе в обмен на достройку моста над железнодорожными путями.
— Существует мнение, что для городского бюджета было бы гораздо выгоднее, если бы город сдавал в аренду землю предпринимателям. Ведь реально облпотребсоюз — это посредник, который платит в казну мизер по сравнению с тем, что зарабатывает на городской земле.
— Идеально было бы иметь хозрасчетное предприятие «Коммунальный рынок», которое бы сдавало предпринимателям землю в аренду. И чтобы создать его, надо все ломать через колено. На сегодняшний день мы только на Завокзальном рынке имеем тринадцать арендаторов. Соглашения об аренде с ними заключены до 2016 года, 2027 года, та же облпотребсоюз имеет соглашение до 2014 года. 0,8 гектара земли вообще переданы в собственность господину Джулинському. Я не хочу сказать, что принятое решение является единственно правильным. Но в сложившейся ситуации… Почему бы не взять облпотребсоюза в 1 миллион 300 тысяч гривен? Ведь все равно землю и в дальнейшем оказывать ей в аренду. Если бы депутаты не продлили договор, то в 2014 году, накануне очередных местных выборов, предприниматели снова пришли бы под стены городского совета. На 95% даю гарантию, что договор продлили бы на пять лет. Относительно арендной платы… Городской совет никогда бы не смогла сдавать в аренду землю за 60 гривен. Ведь мы действуем согласно законодательства и земельного кодекса. Поэтому от аренды мы имели бы столько же, сколько имеем сегодня — 1 миллион 400 тысяч гривен в год. Ведь как государственная структура мы не имеем права делать коммерческие накрутки. В решении сессии достаточно жестко выписаны нормы о защите предпринимателей. С ними обязаны заключить соответствующие договоры. А это гарантии рабочих мест, стабильности, развития. Там также есть пункт, что через год они обязаны представить проект реконструкции рынка. Сама же реконструкция начнется лет через пять. Поверьте, мы выбрали лучший вариант. Ведь у нас были и другие предложения. Тот же Джулинский приходил и говорил: «Я готов достроить мост, только дайте гектар в собственность». Сейчас земля, которая отдана ему в собственность, стоит два миллиона долларов. Еще отдать? Это при том, что он является плательщиком единого налога и платит всего лишь 600 гривен. Понимаю, что голосовал депутат не голосовал, а с меня община спросит. Потому что я городской голова. Кто бы что не сделал, все равно виноват будет Романюк. Так что решение принято — и мост будет.
— Одним из первых ваших шагов на посту Луцкого городского головы должна стать инвентаризация имущества и земли. Удалось это сделать? Чем владеет община Луцка?
— Что касается инвентаризации коммунального имущества, мы ее полностью провели. Проанализировали эффективность использования. Навели порядок. Единственное, что осталось незавершенным, то это вопрос имущества после объединения жилищно-эксплуатационных контор. Этот вопрос мы изучаем.
Что касается земли, я думал, что это будет быстро. Не так вышло. Начали эту работу с того, что из структуры Госкомзема забрали наше управление земельных ресурсов, завели полностью базу. Вопросов очень много. Предварительно могу сказать, что плату за землю в Луцке мы недополучаем процентов на двадцать. КРУ установило, что в Луцке бюджет недополучил два миллиона платы за землю. Я могу сказать, что эта сумма большая. Взять хотя бы «Волтекс». Там более 30 гектаров земли. Господин Крапива ею пользуется, но не платит. В результате висят долги за землю в семь миллионов. Мы сейчас занимаемся этим вопросом. А в целом инвентаризацию земли чтобы завершили к концу года. Потому что это требует анализа всех сделок. Взять даже тот же вопрос по рынкам. Оказалось, что все арендаторы платят за землю по-разному. Разница в сумме — в четыре-пять раз! И это за земельные участки, которые расположены рядом. За землю должна платиться 3% от ее стоимости. Этой суммы не платят примерно 400 арендаторов. Мы с ними работаем, переукладаємо соглашения. И чтобы полностью завершить инвентаризацию, в первую очередь должны определить границы города.
— Как решается этот вопрос?
— Мы сегодня работаем с одиннадцатью сельскими советами. Пять уже приняли решение о подписании границ, три — на стадии принятия решения. Думаю, придется еще поработать месяц-второй. Принципиальных разногласий нет. О расширении границ города на взаимовыгодных условиях есть взаимопонимание с Жидичинською сельским советом. В Крупе сегодня изучают вопрос о передаче городу авиапредприятия с земельным участком. Там есть проект на 450 домов коттеджного типа. Если мы уже затронули тему жилищного строительства, то на Привокзальной есть территория военного городка. Я встречался с министром обороны. Военные не возражают против передачи имущества. Взамен мы должны предоставить квартиры военнослужащим. По генплану застройки там запланирован жилой микрорайон.
— В городе огромная очередь тех, кто хочет получить жилье. Есть ли у них перспективы?
— Свободные квартиры, которые есть в Луцке, отданные в подменный фонд. Но их очень мало. У нас около 200 ветхих домов, жителей которых надо отселять. В отношении очередников, то будем действовать следующим образом: земельный участок дается в аренду управлению капитального строительства городского совета. Тогда они договариваются со строителями, кто даст больше квартир. И тогда уже эти квартиры можно давать тем, кто стоит на очереди. Земли без квартир застройщикам в Луцке не давать. Другой вариант, который будем применять, — продажа участков с аукциона.
— Хотелось бы услышать больше информации по привлечению инвесторов в Луцк. Вы говорили, что намерены это сделать, поскольку в городе не хватает рабочих мест.
— Что касается привлечения инвестиций, то это работа не одного дня. У нас есть серьезные предложения. Мы принимаем участие во всевозможных форумах и конференциях. Я общаюсь с нашим бизнесом, который что-то хочет и может сделать. Есть неплохие тенденции, проявляется интерес. Если сравнить с другими городами, то в Луцке осталось много производств. Перестали работать, по-сути, «Синтшкір» и «Волтекс». Остальные работают. На СКФ приходят инвестиции. На КРК пришли новые владельцы. Они серьезно настроены, не режут станки на металлолом. Сегодня там говорят о повышении заработной платы. Они поняли, что им надо совершенствовать производство. Если взять даже тот же мусороперерабатывающий завод, то сегодня есть три проекта. Вышли на достаточно серьезный уровень.
— Мы уже лет десять слышим, что завод вот-вот будет.
— В Украине нет ни одного мусороперерабатывающего завода. И никто еще так близко не подошел к завершающей стадии, как мы в Луцке. То есть Кобринчук сделал очень много: все, что нужно для строительства завода, готово. Только приезжай и подписывай документы. Я сразу поставил уровень, ниже которого нельзя опуститься: переработка мусора должна быть не ниже 70%. Мы сегодня вывозим в год 210-220 тысяч тонн. В нынешних объемах еще четыре года можем возить мусор в Брище. Если 70% будут переделывать, а оставлять 30%, то получим полигон на 12 лет.
— Прошлая властная каденция выделяло большие деньги для ремонта дорог Луцка. Однако на большинстве из них уже через год были ямы. Это к тому, что деньги на ремонт нужно не только выделять, но и контролировать исполнителей, как они его делают. Вы к этому готовы? Какие улицы собираетесь ремонтировать в этом году?
— Сегодня мы получили 30 миллионов гривен на ремонт дорог. В первую очередь стараемся сделать текущий и ямочный тех улиц, по которым ездит общественный транспорт. Завершим реконструкцию улиц Станиславского и Гнидавской. На это выделяется семь миллионов гривен. Завершим улицу Клима Савура. Таким образом разгрузим движение на проспекте Свободы. Также в планах реконструкция улиц Конякина, Городецкой и Гетмана Мазепы. Это шесть дорог, на которые предусмотрены средства. Управление дорог объявит тендер. Работы начнем на конец июля. У меня есть перечень на капитальный ремонт еще 57 улиц города.
Будем делать дороги и на Сентябрьском, и на Вышкове, и на Дубновском массиве. К сожалению, на все улицы денег не хватит. Кроме того, мы будем делать білощебеневе покрытия. Выделено 400 тысяч. Это в частных секторах.
— А как насчет контроля за качеством?
— Скажите, разве «Спецкоммунтранс» может делать дороги? Зачем было тратить деньги и покупать ему каток? Что, в Луцке нет куда использовать деньги? Они начали говорить о том, чтобы купить новый грейдер. «Сколько это стоит?» — интересуюсь я. А те: «800 Тысяч». «Он надо?» — спрашиваю. Говорят, что очень надо. Поинтересовался: сколько стоит час работы частника на дорогом грейдері зимой? Получилось, что можем за ту сумму нанимать частника 10 лет. Это же выгоднее для бюджета. Почему же «Спецкоммунтранс» должен был заниматься дорогами? Он возил мусор, то пусть делает это дальше. «Луцькавтодор» имеет всю технику. Нам надо выбирать, кто будет работать качественнее и дешевле, и заказывать работы. Я хочу, чтобы в Луцке работали по принципу: не можем качественно сделать дороги в этом году, то делаем, сколько можем. Остальные подсыпаем, латаем дыры и возвращаемся на эту улицу в следующем году, продолжаем ремонт. Но делать качественно. Пока я буду городским головой, новые деньги на те же дороги давать не буду. За свою каденцию я буду нести ответственность за каждую дорогу. С другой стороны, должен быть общественный контроль. Увидели, что дорожники некачественно делают, — позвоните, а мы отреагируем.
— В недавнем интервью «Зеркалу недели» начальник Госфининспекции (бывшее Главкру) Петр Андреев заявил, что его ведомство провело аудит в некоторых городах Украины по предоставлению жилищно-коммунальных услуг. Выяснилось, что жители реально потребляют лишь 40% услуг, которые заложены в тарифах. Остальные 60% — это накладные расходы, которые прикрывают бесхозяйственность чиновников. Проводился в Луцке такое аудит и какова будет ваша политика в отношении тарифов на жилищно-коммунальные услуги?
— Относительно тарифов на центральное теплоснабжение, водоснабжение и водоотведение, то их размер устанавливается Национальной комиссией регулирования электроэнергетики Украины. Действующие тарифы на услуги «Луцьктепла» и «Луцкводоканалу», установленные НКРЭ, значительно меньше (на 30% и 10% соответственно) за экономически обоснованные затраты на их производство. Пока источников финансирования соответствующей разницы в тарифах для предприятий нет.
Относительно тарифов на услуги жилищно-коммунальных предприятий. По результатам аудита, проведенного КРУ в Волынской области в начале этого года, установлено, что в 2007-2009 годах по ЖКУ тарифы не покрывали экономически обоснованных расходов на их производство. За это предприятия недополучали значительных сумм доходов. Городским советам было рекомендовано установить экономически обоснованные расходы. Что и было сделано в Луцке в 2010 году. Если говорить об эффективности работы жилищно-коммунальных предприятий, то я ими не доволен. Насколько быстро и когда их работа будет эффективной, неизвестно. Вижу только один выход — создание конкурентной среды в этом направлении. Сколько бы мы не заставляли, сколько бы не создавали условий, однако эффективно работает только одно — конкуренция.
Думаю, что не все Жэки отрабатывают заплаченные им деньги. Я с руководителями продолжу объезжать город. Уже такие попытки делал. Едем в автобусе. Стоит начальник Жэка. Спрашиваю у него, почему деревья не побелены. Он рассказывает, мол, каштаны нельзя белить, их там что-то разъедает. Рябины также нельзя. Я набираю эксперта. Он говорит: кто тебе такое сказал? Не хочет белить. Теперь за кошения. Говорят в «Зеленом хозяйстве»: нечем, числится восемь газонокосилок, сейчас из двух собираем одну. Благодаря руководителю «Модерн Экспо» Петру Пилипюку, закупили. Теперь — косите и укладывайтесь в утвержденные тарифы. Не сможете — найдутся другие.
— В Луцке, кроме «Адреналин Сити», негде проводить семейный досуг. У нас нет ни аквапарка, ни путного зоопарка. А парки в последние годы просто уничтожены. Какие шаги власть делает, чтобы горожане могли отдохнуть в своем городе, а не ехать в Ровно, Львова, Тернополя?
— Начнем с того, что в Луцке нет ни одного парка, который соответствовал бы стандартам. Все парки надо проинвентаризировать, определить границы, выдать паспорта. Нужно, чтобы появился хозяин. Подходы такие: что можно — сделаем. Ищем желающих взять в аренду парки. Я себе поставил цель в этом году сделать определенные работы в Центральном парке. Мы поделили его на зоны: предприниматели хотят торговать — пусть убирают определенную территорию. Сделаем освещение всех аллей. 800 тысяч гривен на это выделил народный депутат Игорь Палица. Игорь Еремеев проплатил лавочки в парк. Надеемся, что не поломают.
— Кстати, это своеобразная «фишка» Романюка — давать определенную социальную нагрузку бизнесменам. Трудно с ними говорить и убеждать что-то сделать для города? Что бизнес просит взамен?
— Говорят, что Романюк берет взятки светильниками. Я говорю: взяток не беру, а светильники давайте. Относительно того тяжело, в первую очередь говорю с теми, о которых «Комментарии» написали, что они на меня влияют». Начал с Цыбульского — директора СКФ. Он показал пример. А вообще, много кто сам вызывается. Тот же Палица пришел и спросил: «Что я могу сделать для города?». В результате — получим освещенный парк. Еремеев с Ивахивым вызвались купить светильники для улицы Леси Украинки. Есть и другой случай. Предприниматель говорит: «Николай Ярославович, я куплю десяток фонарей». Нет проблем. Через пару дней пришел и говорит: «Я же фонари покупаю, то вы решение исполкома относительно перевозок измените». Я когда это услышал, сказал, чтобы Колпак (директор «Луцьксвітла», — авт.) немедленно вернул деньги. Преференция может быть одна: если надо решить «бумажный» вопрос, сотрудники будут летать, но сделают это за день-два, а не за установленные законом тридцать суток. Никаких других преференций никто не получит.