С 1 июля в Луцке маршрутки ездят по-новому. Изменились не правила или автобусы, а перевозчики, ведь срок действия предыдущих договоров с 2007 года закончился.
С 1 июля в Луцке маршрутки ездят по-новому. Изменились не правила или автобусы, а перевозчики, ведь срок действия предыдущих договоров с 2007 года закончился. Теперь же соглашения с перевозчиками заключили на следующие пять лет. Но как минимум до конца этого года транспорте вопросы будут донимать и власти, и пассажирам.
Хоть как перевозчики жалуются, что стоимость проезда надо поднимать до 3 гривен или хотя бы до 2,50, и за маршруты в Луцке идет настоящая война. По семи маршрутах продолжаются судебные разбирательства — тех, кто занял в конкурсах вторые места, не устраивает выбор победителя.
Поэтому спорные направления по решению исполкома горсовета, которое является заказчиком пассажирских перевозок в городе, отдали на обслуживание Луцкому предприятию электротранспорта. Таким образом ЛПЭ «заправляет» на 18 маршрутах — по 11 предприятие выиграло конкурс плюс 7 временных. В настоящее время из 240 автобусов, осуществляющих перевозки в Луцке, в ЛПЭ — более 140. Машины арендуют у перевозчиков, не прошедших по конкурсам (мелкие предприниматели, которые имеют по несколько маршруток).
— В ноябре прошлого года начали проводиться конкурсы в связи с окончанием действия предыдущих договоров, которые были действующие с 2007 года,
— рассказывает начальник отдела транспорта и связи Рустам Дячук. — Тогда перевозки осуществлялись по оборотных рейсах, то есть на одном маршруте могло быть несколько перевозчиков, а теперь — по маршрутам. В 2008 году вышло постановление Кабмина, которое внесло изменения в конкурсы. Ввели балльную систему: конкурсная комиссия начисляет баллы за количество машин, за новые автобусы, дополнительные помещения и тому подобное. То есть субъекты хозяйствования не имели шансов победить.
За неполный месяц с новыми перевозчиками лучане заметили последствия и, к сожалению горожан, неприятные. Так, на маршрутах, по которым ЛПЭ в этом году выиграло конкурс, — а это №№26, 28, 29, 30, 31, 32 и 47, первые рейсы в выходные и праздничные дни не выходят, о чем есть предупреждение в маршрутках. Но есть люди, которым и в такие дни надо попасть на работу, или же успеть на автобус или поезд, которые отправляются рано утром. Кроме того, на некоторых маршрутах стало меньше на один-два автобуса, соответственно, увеличился разрыв во времени.
— После проведения расчетов уменьшилось количество машин, — говорит Рустам Дячук. — К примеру, на №30 было 9, а стало 7. И скорее всего будем возвращать прежнее количество, потому что получается слишком большой интервал. Есть сбои в графиках, ведь водители попереходили с других маршрутов и новых еще хорошо не освоили.
В службу оперативного реагирования 15-80 поступает много жалоб на «шестнадцатку». Автобусы, которые курсируют на маршруте №16 и принадлежат «Волыньавтомотосервис», — китайского производства, их взяли в аренду, так как не хватает машин. Пассажиры жалуются, что они неудобные. К тому же, как пояснил начальник транспортного отдела, ранее на «шістнадцятці» работало 11 машин, сократили до 8, из-за чего увеличился интервал. Дело по этому маршруту в суде, так что ситуация изменится только тогда, когда будет другой победитель.
— Все это будет приводиться в соответствие по обращениям жителей города, — подчеркнул Рустам Дячук. — Будем просить перевозчиков вносить изменения в график движения, если это будет необходимо.
И пока власти не во всем удается найти общий язык с перевозчиками. Одним из условий договора на перевозку было обязательное установление в течение 90 календарных дней системы GPS в автобусах. Таким образом, уверяют чиновники, можно было бы контролировать график движения, выход на маршрут, ситуацию в салоне, сделать невозможным гонки на дорогах между маршрутками, которые соревнуются за пассажиров. В рамках GPS-навигации будет разрешено опоздание автобуса или троллейбуса только на две минуты. Уже и тендер на установку программного обеспечения провели, его выиграла компания «Визор». А перевозчики, несмотря на истечение отведенного срока, не спешат подключаться к GPS. Мотивируют, что слишком дорого выходит.
Директор предприятия-оператора «Визор» Степан Чухрий на «круглом столе» с перевозчиками растолковал все цифры: стоимость оборудования и его установки — 6800 гривен, пульт водителя стоит 1150 гривен, вместе — 7950 гривен. Плюс ежемесячная абонплата с каждой машины — 165 гривен, из которых будет оплачиваться работа пяти диспетчеров городского транспорта.
Зато представитель «АТП №1» Михаил Шамис предложил перевозчикам другой вариант. Это предприятие готово оборудовать луцкие маршрутки за своей системой, будет стоить около 3 тысяч гривен. Да и абонентская плата, убеждал Шамис, будет всего 100 гривен.
После «круглого стола» по внедрению GPS-моніторигну стало ясно, что и здесь победитель тендера неугоден. Перевозчики сошлись на том, что все предложения нужно дополнительно изучать.
— Мы не отменим этот пункт договора, но должны найти оптимальный набор оборудования и программного обеспечения, — подытожил заместитель городского головы Василий Байцим. — Мы понимаем финансовую нагрузку, которая на вас ложится. Возможно, придется проводить новый тендер. И система GPS будет введена до нового года.