Одним из прогрессивных подходов к решению проблем, связанных с формированием навыков здорового образа жизни и с лечением хронических неинфекционных заболеваний, является система обучения больных. С этой целью при поликлиниках и стационарах формируются «школы здоровья». От каких факторов зависит успех обучения, рассказывает заместитель главного врача «УЗ Сенненская ЦРБ» Надежда Василёнок:
— Успех обучения зависит от формирования у пациента мотивации, т.е. осознанного стремления обучаться и выполнять необходимые действия. Желание быть здоровым требует от самого человека и его окружения систематически выполнять одни и те же действия (закаливание, двигательная активность, рациональное питание и т.п.), в тоже время, отказываясь от других (курение, потребление алкоголя и т. п.). Особенности лечения многих хронических заболеваний также состоят в том, что пациенту приходится в течение длительного времени, а иногда и пожизненно, самостоятельно выполнять множество различных процедур и рекомендаций. А для этого он должен быть хорошо осведомлён обо всех аспектах своего заболевания и уметь самостоятельно менять тактику лечения в зависимости от конкретной ситуации.
В УЗ «Сенненская ЦРБ» (Сенненская ЦРБ, Богушевская РБ, Белицкая УБ) работают 24 «школы здоровья» по различным профилям: «школа бронхиальной астмы», «школа онколога», «школа сахарного диабета», «школа артериальной гипертензии» и т.д. Обучение пациентов в «школе здоровья» может проводиться в группе и индивидуально.
Группа, обучающаяся в «школе здоровья», формируется из больных со схожими заболеваниями. Например, в одной школе здоровья занимаются больные с артериальной гипертензией, в второй — с ишемической болезнью сердца, в третьей — с заболеваниями желудочно-кишечного тракта и т. д. Ответственность за работу «школ здоровья» возлагается на заведующих отделениями и старших медицинских сестёр, лечащих врачей. Программа обучения включает в себя теоретические и практические занятия. Обучение практическим навыкам, их тренировка и закрепление с обсуждением ошибок и успехов включены в каждое занятие. В этом залог не только достижения поставленных целей, но и повышения отклика и посещаемости занятий.
Для амбулаторного контингента наиболее подходят занятия 2-3 раза в месяц в фиксированный день недели. В этом случае цикл длится 8-10 недель и затем повторяется снова. Пациенты, проходя всю программу отдельными фрагментами, иногда пропускают отдельные уроки, но имеют возможность прослушать их во время следующего цикла. Однако групповое обучение не должно исключать индивидуальной работы с пациентами, т.е. индивидуальный подход на групповых занятиях может помочь медицинскому работнику использовать сильные и слабые стороны каждого участника. Чаще всего так и происходит: пациент приходит на приём к своему лечащему врачу (онкологу, кардиологу, эндокринологу) и врач проводит индивидуальную беседу (обучение) правилам профилактики заболевания, предотвращения ухудшения состояния, коррекции лечения, уточняет непонятные для пациента моменты.
В детских отделениях «школы здоровья» проводятся с матерями больных детей младшей и старшей возрастных групп. Тематика занятий в этих отделениях составляется по принципу его внешнего вида: понятие о болезни, факторы риска, профилактика. На итоговом занятии врач кратко обобщает пройденный материал, отвечает на вопросы больных.
Записала Лариса МУКОМОЛОВА.