В Сенненском историко-краеведческом музее открылась выставка известного керамиста, гончара из г. п. Богушевск, народного мастера Беларуси Владимира Синкевича.
Его работы отличаются аутентичностью и не подвластны времени. От них веет древностью, будто и действительно в 21 век пришли они из тайного средневековья, а то и со времен неолита, когда наши предки впервые абпалілі в костре кусок глины, превратив его в подобие посуды. Так на свет появилась керамика. Хочешь остаться в памяти — упісвай следы в вечную глину. Несмотря на хрупкость материала, именно по глиняных осколках ученые от археологии возрождают прошлое человечества. Еще в конце семидесятых вблизи деревни Галоўск найдены и исследованы сразу три стоянки каменного и бронзового веков под общим названием Крывіна, где большинство находок (свыше 2000) полагалось изделиям из керамики.
Относительно недавно на Сенненшчыне работали керамический и кирпичный заводы. Из местного кирпича построено здание бывшей земской управы — современного районного историко-краеведческого музея. Земля наша рождает и людей, которые клониться к глины.
Свое взаимопонимание с глиной Владимир Синкевич искал не один год. Осваивал гончарную дело на Борисовском комбинате прикладного искусства. Продолжал совершенствоваться в питерских мастерских известных русских керамистов. Он участник многих международных фестивалей, в том числе фестивалей народных промыслов России «Жар-птица» и «Ладья», «Белэкспо». Его работы видели залы всемирно известного Русского музея. Гончара Синкевича можно встретить там, где свои «кварталы» разворачивают «Города мастеров». Вот уже 17 лет Владимир Александрович выставляется на ярмарке народных ремесел в рамках «Славянского базара в Витебске».
Мастер Синкевич работал в самых разных техниках. Правда, сегодня отдает предпочтение исконным секретом. Задымление, молочный обжиг — древнейшие способы обработки глины. В первом случае, благодаря дыма, изделие становится матово черным. А вот молоко, которым перед обжигом покрывали керамику, придавало ей водонепроницаемость и бліскучасць глазури. Более того, в отличии от последней продукт животноводства не содержит в себе оксидов металлов, а потому совершенно безопасен для человека.
«Глина денег не истекает», — говорили некогда белорусы в отношении знатоков керамической дела. Если тебе подвластен гончарный круг, в кармане всегда капейчына будет. Стекло, металл, не говоря о столовое серебро, для большинства было предметами роскоши. В обиходе господствовавший глиняная посуда. А мы сегодня в быту пользуемся преимущественно пластмассой и прочей «химией». Неслучайно, посетители презентации выставки далеко не с первого раза догадывались о назначение того или иного посуды. Например, больше похож на бублик с «носиком» — кваснік использовался для охлаждения напитков. Или специальные по форме бидончики, в которых носили газа. Глякі, спарышы, даёнкі, глечыкі, кувшины — в руках мастера эти «пережитки старины» становятся произведениями искусства. Как, кстати, и многочисленные вазочки, подсвечники, миниатюры, которым также нашлось место на выставке. Каждая причудливая деталь вылеплена вручную на гончарном круге.
«Бесконечное количество обличий с тебе следует», — писал о глину белорусский поэт Алесь Рязанов. Кажется, нет такой вещи, которую бы нельзя было воплотить в этом податливом материале. «Даже лампочку Ильича и, поверьте, она будет гореть!» — утверждает Владимир Синкевич. Во время мастер-класса из-под его пальцев на электрическом гончарном круге «вырастали» миниатюрные кринки, тарелки, елочка, снеговик — все, что заказывали зрители импровизированного гончарного «шоу». А самые смелые попробовали освоить азы ремесла. К роли учителя народному мастеру Беларуси не привыкать. Долгое время учился сам, а теперь учит работать с глиной детей. Его воспитанники — необычные люди, по-медицински говоря, с отклонениями психо-физического развития. Только для обитателей Богушевского дома-интерната его глина нужна, пожалуй, даже больше чем какой-либо инновационный тренажер. Доказано, кропотливая работа пальцев развивает фантазию, мышление и, если хотите, интеллект, физическую подвижность. Есть положительные сдвиги в подопечных Владимира Синкевича. Некоторые из них присутствовали на презентации выставки и одинаково с «умными» посетителями внимательно и любопытно следили за работой гончара, с таким же трепетом прижимали к сердцу свои гончарные пробы. Настоящее искусство не делает выбора. И даже при наличии самого современного посуды, уверена, каждый посетитель выставки пожелал бы заполучить крутабокі глиняный горшок с «фирменным» знаком мастера Синкевича.
Ольга БОНДАРЕВИЧ.
P. S. Выставка будет действовать до 15 декабря.