Луцкие маршрутки опасны для пассажиров

Луцькі маршрутки небезпечні для пасажирів

В начале июля в Луцке произошел случай, который в городе еще долго будут обсуждать: в маршрутном такси упала пассажирка и сломала ребра.

В начале июля в Луцке произошел случай, который в городе еще долго будут обсуждать: в маршрутном такси упала пассажирка и сломала ребра. Водитель неожиданно нажал на тормоза, что женщину фактически выбросило на ступеньки. Да, эта ситуация возмутительна. И маршрутки на дорогах Луцка как-то незаметно превратились из общественного транспорта на источник повышенной опасности. И в салоне автобуса, и на пешеходном переходе надо постоянно быть настороже. Пассажиры не раз упрекают водителям, что те возят людей как мешки с картошкой. Откуда такая агрессия и неуважение, попробуем разобраться.

Лучанка Ирина Сіматова три недели пролежала в больнице после поездки в маршрутке, которая для нее закончилась травмой грудной клетки, переломом двух ребер и многочисленными ушибами, сообщил телеканал «Аверс». Потерпевшая рассказывала, что держалась за поручень, а когда водитель резко остановился, не смогла устоять на ногах. «Меня оторвало от этого поручня. Я полетела вперед, развернулась как-то — и прямо на лестницу. Упала, стукнулась спиной в переднюю панель. Подошла какая-то женщина и помогла мне выйти», — вспоминает пострадавшая. Впоследствии водитель навещал травмированную и предлагал возместить расходы на лечение, однако женщина отказалась, поскольку за утраченное здоровье собиралась судиться.

Инцидент получил огласку и почти сразу вышел за пределы выяснения правоты или неправоты между двумя сторонами конфликта.
— 8 июля пришло сообщение из травмпункта о том, что на маршруте №16 во время движения автобуса и его остановки в салоне упала женщина и сломала ребра, — комментирует этот случай заместитель начальника отдела ГАИ по обслуживанию города Луцка Виктор Бандура. — На водителя составили административный протокол, размер штрафа определит суд. Но, вместе с тем, будет и постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Поскольку из пояснений потерпевшей видно, что в определенной степени виновата и она. Проезжая остановку, женщина громко крикнула, чтобы водитель остановился. Он мгновенно отреагировал на крик, резко затормозил, в результате чего женщина не удержалась и упала на лестницу.

Как оказалось, Ирина Сіматова имела причины требовать остановки. По ее словам, она пыталась сообщить о своем намерении выйти из маршрутки и нажимала, как думала, кнопку вызова водителя, однако сигнал не сработал. И не удивительно, ведь в новом автобусе такая кнопка просто отсутствует. Зато у дверей размещено какую-то зеленую кнопку неизвестного назначения. После безрезультатных попыток «дозвониться» до шофера, пассажирка громко заявила о желании выйти, поскольку нужную остановку уже проехала. Водитель от неожиданности резко затормозил, в результате чего женщина не удержалась и полетела кувырком по салону.

— По моему мнению, человек должен сам позаботиться о собственной безопасности в маршрутке: или присесть на сиденье, или крепко держаться за поручень, — отмечает Виктор Бандура. — Тем более, что свидетели указывают, что свободных мест в автобусе хватало. В результате падения женщина получила телесные повреждения. И на сегодня от нее имеется заявление о том, что она претензий к водителя и владельца автобуса не имеет, — добавил Виктор Владимирович. — Бесспорно, в действиях водителя был состав правонарушения, ведь водителю запрещено резко тормозить, если только это не связано с предупреждением дорожно-транспортного происшествия.

Заметно, что ситуация на дорогах Луцка стала ухудшаться с тех пор, как прошли новые конкурсы на перевозку пассажиров. Мелкие перевозчики потеряли возможность побороться за маршруты. По семи направлениям дела находятся в судах оспариваются решения конкурсной комиссии о победителях. Пока идут судебные разборки, горисполком решил привлечь к перевозкам Луцкое предприятие электротранспорта: мол, чтобы не давать преимущества кому-то из перевозчиков. И в ЛПЭ необходимого количества автобусов не оказалось, пришлось арендовать другие маршрутки, в том числе и китайского производства, которые будут курсировать по городу ориентировочно до сентября.

Водители же, которые работали на малых перевозчиков, вынуждены искать новых работодателей, пересаживаться на другие маршруты и автобусы, которых они не знают.

— Маршрутки за нарушение правил дорожного движения сотрудники ДПС останавливают довольно часто, — отметил заместитель начальника отдела ГАИ по обслуживанию города Луцка. — Тем более, в последнее время пошел рост ДТП с участием и по вине пассажироперевозчиков.

Большинство, к счастью, без пострадавших — только механические повреждения транспорта. Но постоянно проводятся профилактические мероприятия, направленные на предупреждение ДТП и травматизма на пассажирском транспорте. Сотрудники автотехнической инспекции проводят выпуски и впуски на предприятиях, оказывающих услуги по перевозке пассажиров: проверяют техническую готовность транспорта, наличие медицинского осмотра водителей. Что же касается контроля на дорогах, то самыми распространенными нарушениями ПДД со стороны водителей маршруток есть проезд на красный свет, незаезд на конечную остановку или отклонения от определенного маршрута, непредоставление преимущества в движении пешеходам на нерегулируемых переходах, управление в состоянии алкогольного опьянения, нарушение требований дорожных знаков. Скорость маршрутки в городе, как правило, не превышают. Если водитель автобуса едет по определенному маршруту, нет оснований превысить скорость — остановки расположены близко (по закону, 400 метров), по требованию еще меньше расстояние получается.

Каким людям доверяют водить маршрутки? Ведь не пассажиры выбирают себе водителя, а владелец автобуса. Не попадают ли в водительское кресло сразу «с улицы»?

— К водителям квалификационные требования: стаж за рулем, опыт в перевозке пассажиров, — озвучивает критерии отбора директор АТП №1 Александр Шамис. — Обязательно наводим справки с последнего или предпоследнего места работы если характеристика отрицательная, у человека меньше шансов попасть на наше предприятие. Средний возраст водителей на АТП №1 — 38-40 лет, то есть слишком молодых нет. Если за шофером замечают какие-то нарушения, разбираемся — по какой причине, кто виноват. Если же нарушения систематические, конечно, заканчивается увольнением. Текучесть кадров у нас небольшая, люди работают надежные. А когда все же появляется вакансия, то зависит от ситуации — иногда очень большой выбор на рынке труда, а порой приходится подавать объявления в газеты.

В центрах занятости, действительно, всегда есть потребность в водителях, в том числе и на общественный транспорт. Но наличие удостоверения с соответствующей категорией не может быть окончательным аргументом при принятии на работу. Так, прокурор Волынской области Андрей Гиль на коллегии, которая проходила в конце июня, сообщил, что в Ковеле автошкола выдала 60 удостоверений водителя категории Д (право на перевозку пассажиров) без надлежащей подготовки, то есть документы фиктивные. А в течение 2008-2011 годов в области возбудили 21 уголовное дело за выдачу поддельных удостоверений на вождение. Но быть уверенным, что отыскали всех «липовых» водителей, нельзя.

Тем временем в Луцком горсовете большую надежду возлагают на GPS-навигацию, которой до конца года должны оборудовать все маршрутки.
— Система GPS-навигации устранила бы гонки между маршрутками, которые соревнуются за пассажиров, контролировала график движения и скорость, — отмечает заместитель городского головы Василий Байцим. — Второй этап — видеонаблюдения в салоне. Постоянный надзор должен повлиять на культуру поведения как водителей, так и пассажиров. Однозначно повысится качество предоставления транспортных услуг.